ЕСЛИ БЫ ЛЕНИН НЕ ЕЗДИЛ НА “РОЛЛС-РОЙСЕ”, ИСТОРИЯ ПОЕХАЛА БЫ ДРУГОЙ ДОРОГОЙ (Ю.Гейко, 2003)

У англичан есть поговорка: “Роскошь ездить на “Роллс-Ройсе” могут себе позволить миллионеры и покойники”. Поговорка эта родилась где-то в двадцатых годах прошлого века, когда “Роллс-Ройс” стоил 3000 фунтов стерлингов - огромные деньги, на которые можно было купить особняк в центре Москвы. Именно тогда нарком Красин по поручению Ленина закупил в Лондоне четыре “Роллс-Ройса” для высшего руководства революционной России. Ни миллионеров, ни покойников среди них тогда еще не наблюдалось, а слово “вождь” было демократической Англии неведомо. И потому поговорка прижилась.
       Известно, что в России первым на “RR” сел император Николай Второй, вторым - миллионер-промышленник Рябушинский, а третьим - вождь мирового пролетариата. “Роллс-Ройсов” у Ленина к концу его жизни было два, второй эксклюзивный - с лыжами вместо передних колес и с гусеницами вместо задних. Переделанный на Путиловском заводе, он служил Ильичу для прогулок в Горках и как средство передвижения оттуда в столицу и обратно. (Спустя полвека американский коллекционер Джон Харрис давал за эту машину “столько “Бьюиков”, сколько их поместится бампер в бампер от гаража и вон до того здания”. Не отдали ленинский уникальный “RR”, но после померили: “от гаража и вон до того здания” оказалось 860 метров!)
       Помните фильм “Ленин в Польше”? Там Владимир Ильич передвигается на велосипеде. Но не только в Польше - в Швейцарии тоже на велосипеде, поскольку не только “Роллс-Ройс”, но любая машина была для него тогда, для эмигранта, непозволительной роскошью.
       Однако для истинной роскоши вождь созрел не сразу - первой его машиной была французская и весьма недешевая “Тюрка-Мэри”, второй - “Делонэ-Белльвиль” из гаража царя и только третий - “Роллс-Ройс”, экспроприированный у Рябушинского. И лишь в 21 году Ленин с Троцким пересели на новенькие “Роллс-Ройсы”.
       В противовес буржуям и аристократам, вождь ездил не в кожаном полумраке просторного заднего дивана, а всегда рядом с водителем. Хотя злые языки утверждают, что вовсе не из-за скромности и демократичности ездил вождь рядом с водителем, а только потому, что водителем его был Степан Казимирович Гиль, который славился как прекрасный собеседник. А поскольку Ленин до разговоров был большой охотник, а все его машины были кабриолетами и на ходу особо с заднего сидения не накричишься, то и садился поэтому вождь всегда рядом с шофером.
       Ездил Ленин на своих машинах много. По тем временам и тем расстояниям - очень много. Например, за июль-август 1918 года - по 2000 километров в месяц. Зимние же путевые листы начала двадцатых свидетельствуют, что в день на гусеницах и лыжах второго “RR” преодолевалось по 60-70 верст.
       Особых ДТП у Ленина с его шофером Гилем не было. История зафиксировала ДТП, в которое попал пешеход Ленин в Швейцарии - его то ли сбила, то ли чуть не сбила машина. Никаких особых травм у вождя не случилось, но в суд на владельца экипажа он подал и суд этот выиграл, получив какую-то материальную компенсацию. Второе приключение случилось в 18 году - “Тюрка-Мэри” была обстреляна неизвестными так, что пришла в негодность, но никто не пострадал.
       Царский “Делонэ-Белльвиль” угоняли дважды, первый раз прямо от подъезда Смольного контрабандисты - машину нашли на границе с Финляндией. Во второй раз ее у вождя экспроприировал бандит Яков Кошельков, когда Ленин с сестрой Марией и всего лишь одним охранником ехал в подмосковный детдом с бидоном наидефицитнейшего тогда молока - в дар детям. Яков сотоварищи, вооруженные до зубов, закосили под революционный патруль и, прочитав в путевом листе фамилию “Ленин” как “Лепин”, Кошельков машину отобрал, а Лепина послал. О молоке ничего не известно.
       Говорят, поначалу вождь сокрушался, что его фамилию “человек с ружьем” не разобрал. А то бы враз отпустил, да еще и пионерам на пенсии рассказывал, как он Ленина видел. Ленин вернулся в Смольный пешком (вряд ли он бидон с собой тащил). Вернулся - вломил Дзержинскому, Дзержинский вломил своим чекистам: “Найти машину из-под земли!”
       Историки свидетельствуют - Яков Кошельков тоже сокрушался, что ту фамилию тогда не разобрал. Разобрал бы - пристрелил. И изменил бы ход Истории. Особенно Яков сокрушался, когда чекисты обложили его за ту машину в Питере “на хазе” и пришлось ему пустить в свой висок пулю - очень сокрушался Кошельков.
       “Роллс-Ройсы” Ленина никто не угонял. Владимир Ильич на них ездил.
      Кто-нибудь, когда-нибудь описывал ощущения человека, едущего в “Роллс-Ройсе”? Просто едущего. А ощущения того человека, которого “Роллс-Ройс” ждет в любое время суток у подъезда, как собачонка?
       Нет, никто не описывал. Не стану и я, потому что из “Роллс-Ройса” выходит совсем не тот человек, который в него садился. А Ленин - это святое.
       Кстати, условием Красина к англичанам при покупке четырех “RR”, было снятие всех их фирменных “опознавательных” знаков...
      P.S. У того “Роллс-Ройса”, что стоит сейчас в музее Ленина на Красной площади, знаменитая летящая фигурка “леди экстаза” на капоте не родная. Родная была до той экскурсии, на которой экскурсовод вдохновенно рассказывала, что каждая фигурка уникальна, каждую леди делают пятнадцать художников по металлу из чистого серебра и стоит она пять тысяч долларов.
       Не учла экскурсовод только того, что экскурсантами были пэтэушники...
      
      Техническая характеристика “Rolls-Roys Silver Ghost”
      
      Собран Мэном Эгертоном в г. Норвиче.
      Вес 3760 фунтов.
      Двигатель объемом 7428 см. куб., мощность 72,5 л.с. при 1750 об.мин.
      Расход бензина 1 галлон на 13 км. пробега при скорости 20 миль в час.
      И трех пассажирах.
      Максимальная скорость 125 км. в час, по снегу 60 км. в час.

оригинал статьи   информация предоставлена Matvey69
      

Хотите оказать содействие развитию этой страницы? Пишите

ICQ 228553609

E-mail: komendatore@himki.net

Сделать бесплатный сайт с uCoz